В ОБЪЕКТИВЕ ДОБРОТЫ

Название программы: «Социальная медиастудия "В объективе доброты"».

Где реализуется: Государственное учреждение социального обслуживания «Краснокаменский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних "Доброта"».

Авторы: Е.В. Бродова, А.А. Мыштаева.

Краткая аннотация:
Программа включает в себя создание социальной медиастудии как инновационной цифровой инфраструктуры, направленной на самореализацию и социализацию подростков из числа подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, состоящих на различных видах профилактического учета, посредством медиаобразовательных технологий.

Целевая аудитория (ЦА): Целевая группа программы медиацентра включает в себя подростков из числа подростков-сирот и подростков оставшихся без попечения родителей, а также подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на различных видах профилактического учета (в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН), подразделениях по делам несовершеннолетних (ПДН), на внутренних учетах в школах и социальных учреждениях, где они проживают.

Проблемы ЦА, на решение которых направлена практика:
Проблемы подростков-сирот, склонных к совершению правонарушений, представляют собой многослойную и сложную картину, требующую внимательного и системного подхода для их разрешения.
Программа медиастудии, разработанная для оказания помощи этим подросткам, стремится воздействовать на их когнитивную, эмоционально-волевую и поведенческую сферы, создавая условия для более успешной и продуктивной социализации.
На когнитивном уровне многие сироты страдают от недостатка образовательных возможностей, что существенно ограничивает их интеллектуальное развитие и формирование критического мышления. Это отставание порождает чувство неполноценности и толкает их к совершению правонарушений как способу самовыражения и получения признания.
Программа медиастудии направлена на развитие у сирот навыков анализа информации, решения проблем и самостоятельного мышления. Обучающий курс и интерактивные задания помогают раскрыть творческий потенциал и развивать умственные способности, что значительно повышает их уверенность в себе и сокращает риск противоправных действий. Эмоционально-волевая область является другой важной сферой, требующей внимания. Дети-сироты часто сталкиваются с психологическими травмами, чувством ненужности и отсутствием эмоциональной поддержки. Эти факторы вызывают у них нестабильность, импульсивность и эмоциональное напряжение. Через вовлечение в творческий процесс дети учатся выражать свои эмоции конструктивно, искать пути для самовыражения, не прибегая к агрессии или асоциальному поведению.
На поведенческом уровне подросткам-сиротам часто не хватает положительных ролевых моделей и примеров конструктивного поведения. Воспитание в неблагоприятных условиях и отсутствие надлежащего контроля порой превращают их в жертв собственного неблагоразумия. Программа медиастудии способствует формированию позитивных поведенческих стереотипов через участие в командных проектах, съемках видеороликов и тематических обсуждениях.
Сотрудники и волонтеры, привлеченные к реализации программы медиастудии, не только делятся своим опытом, но и обеспечивают подростков реальными примерами успешной и честной жизни, что значительно снижает их склонность к правонарушениям.
  • Таким образом, программа медиастудии предоставляет подросткам-сиротам целостный и многоуровневый подход к решению их проблем, направленный на улучшение когнитивных и эмоционально-волевых качеств, а также на формирование здорового поведения. Ее успешное внедрение и реализация позволяет создавать более устойчивые и позитивные сценарии будущего для этих подростков, делая их полноправными и успешными членами общества.

Ценности практики:
  • Самовыражение: возможность подростков выразить свои мысли и чувства через медиаформаты.
  • Социальная интеграция: поддержка в создании социальных связей и взаимодействия с ровесниками.
  • Креативность: стимулирование творческого подхода к решению проблем и самореализации.
  • Ответственность: формирование чувства ответственности за создаваемый контент и его влияние на общество.

Описание деятельности:
Этапы реализации программы медиастудии:
1. Исследовательский этап
На этом этапе проводится глубокий анализ потребностей и проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на различных видах профилактического учета.
Важно выявить отсутствующие или недостаточно развитые навыки, определить интересы и склонности подростков. Для этого используется:
­— проведение опросов и интервью с детьми,
­— изучение характеристик дневников и личных дел воспитанников, результатов медицинских и социально-психологических исследований,
— исследование причин, механизмов и условий, способствующих совершению правонарушений, преступлений и самовольных уходов,
­— анализ текущих медиа- и цифровых ресурсов.
2. Планирование и разработка программы
Основываясь на полученных данных, разрабатывается комплексная программа, включающая:
­— создание рабочей группы по управлению проектом,
­— разработку и утверждение положения о медиастудии, определяющего цели, задачи, организацию и основные направления деятельности,
­— приказ о создании медиастудии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящих в группу социального риска,
— разработку рабочей программы и плана работы медиастудии,
­— разработку технологических карт для проведения практических и теоретических занятий,
­— разработку сценариев для проведения массовых мероприятий и конкурсов.
3. Создание и оснащение медиастудии
­Этот этап включает в себя:
— выбор зонированного пространства для создания и развития медиастудии,
­— заключение межведомственных соглашений для реализации проекта (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательные учреждения, студия Краснокаменского телевидения и т.д.),
— обустройство помещения в соответствии с техническими требованиями,
­— закупку и установку необходимого оборудования: цифровой видеокамеры, микрофона, штатива, светового оборудования, студийного комплекта, включающего все необходимые элементы для записи в домашних условиях,
­— обеспечение доступа к актуальным информационным и образовательным ресурсам,
— обучение и подготовку кадров (для этого проводятся
­тренинги и мастер-классы для сотрудников),
­— постоянное повышение квалификации,
­— вовлечение волонтеров и экспертов из медиаиндустрии.
4. Информирование и вовлечение в деятельность медиастудии подростков из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе состоящих на различных видах профилактического учета
­Необходимо собрать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет создания доверительной атмосферы с предварительными встречами, где разъясняются цели и возможности программы. Обязательна работа с психологами для корректного подхода к каждому подростку и проведение мотивационных занятий, где демонстрируются будущие перспективы.
5. Проведение теоретических, практических и конкурсных занятий
· Вводное занятие. Введение в тему. Техника безопасности. Организация рабочего места.
· Мир медиа. Как мы получаем информацию. Пути передачи информации. Разновидности медиа.
· Медиаграмотность. Интернет. Поисковые браузеры. Электронная почта. Безопасный Интернет: вирусы, правила поведения, спам.
· Профессии медиа. Экскурсия для детей в студию Краснокаменского телевидения «В гости к телевидению».
· Фотография. История возникновения. Оборудование и любительская съемка на телефон. Фотоистория. Фотоквест. Селфи. Конкурс «Фотоистории»в рамках всероссийской акции «Благодарю».
· Ораторское искусство как важный элемент мира медиа.
­Конкурсная программа, направленная на развитие у детей-сирот ораторских умений, уверенности в себе и навыков публичных выступлений «Наши голоса».
· Написание поста в «ВКонтакте» о событии: правила написания, оформления. Использование сервиса WordArt.
­Конкурс на лучшую организацию и освещение в социальной сети «ВКонтакте» акции «С Днем мамы».
· Подкаст. Сервисы для создания подкаста. Оборудование для создания подкаста. Запись подкаста. Конкурс на лучший подкаст «Мир творчества и инноваций в подкасте», приуроченны к Всемирному дню творчества и инновационной деятельности.
· Социальный ролик. Темы социальных роликов. Сценарий ролика. Раскадровка. Съемка ролика. Монтаж ролика
­Конкурс детских видеороликов «Доверие в каждом кадре» в рамках Всероссийской онлайн-акции «Марафон доверия».
6. Создание авторских медиаконтентов
Выпуск не менее 30 образовательных медиаконтентов (подкасты, короткометражное фильмы, социальные видеоролики и социальная реклама), направленных на воспитание базовых национальных ценностей Российской Федерации у подростков из числа детей-сирот, входящих в группу социального риска.
Привлечение подростков к реальным проектам:
­участие в городских, региональных и всероссийских конкурсах, акциях и фестивалях.
Коллаборации с местными СМИ и общественными организациями.
Публикация работ на онлайн-платформах и социальных сетях («ВКонтакте», Telegram, «Одноклассники») для широкой аудитории.
7. Мониторинг деятельности по реализации программы медиастудии как инновационной цифровой инфраструктуры
Центровое значение системы мониторинга составляет как количественный, так и качественный анализ достижений и трудностей, с которыми сталкиваются подростки, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и состоящих на различных видах профилактического учета.
­Процесс сбора данных включает в себя анкетирование, интервьюирование и психолого-педагогическое тестирование, что способствует созданию детализированных профилей участников.
Для оценки уровня вовлеченности подростков в работу медиастудии используются специальные инструменты наблюдения и самооценки, которые позволяют зафиксировать изменения в уровне мотивации, интереса и активности участников.
­Оценка развития цифровых и медийных компетенций — регулярные тестирования и практические задания, результаты которых заносятся в цифровые дневники и портфолио.
­Проводится мониторинг психоэмоционального состояния подростков,
­социальной адаптации и самореализации детей-сирот, участвующих в реализации программы. Завершающим этапом мониторинга является обобщение всех собранных данных и их аналитическая обработка.
8. Проведение итогового семинара по оценке эффективности реализации проекта
Проведение семинара с приглашением специалистов учреждений системы профилактики об итогах реализации проекта открытия медиастудии.
9. Поддержка и развитие
После завершения основного курса важно поддерживать дальнейшее развитие подростков из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на различных видах профилактического учета.
­Это менторство и наставничество, сопровождение при поступлении в учебные заведения, создание портфолио с лучшими проектами.
10. Распространение успешного опыта
­Публикация методических материалов и учебных программ для использования в других учреждениях.
Организация конференций и семинаров.


Ожидаемые значимые изменения в социальной ситуации развития подростка


Факторы, влияющие на достижение социальных результатов