Название программы: «Социальная медиастудия "В объективе доброты"».
Где реализуется: Государственное учреждение социального обслуживания «Краснокаменский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних "Доброта"».
Авторы: Е.В. Бродова, А.А. Мыштаева.
Краткая аннотация: Программа включает в себя создание социальной медиастудии как инновационной цифровой инфраструктуры, направленной на самореализацию и социализацию подростков из числа подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, состоящих на различных видах профилактического учета, посредством медиаобразовательных технологий.
Целевая аудитория (ЦА): Целевая группа программы медиацентра включает в себя подростков из числа подростков-сирот и подростков оставшихся без попечения родителей, а также подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на различных видах профилактического учета (в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН), подразделениях по делам несовершеннолетних (ПДН), на внутренних учетах в школах и социальных учреждениях, где они проживают.
Проблемы ЦА, на решение которых направлена практика:
Проблемы подростков-сирот, склонных к совершению правонарушений, представляют собой многослойную и сложную картину, требующую внимательного и системного подхода для их разрешения.
Программа медиастудии, разработанная для оказания помощи этим подросткам, стремится воздействовать на их когнитивную, эмоционально-волевую и поведенческую сферы, создавая условия для более успешной и продуктивной социализации.
На когнитивном уровне многие сироты страдают от недостатка образовательных возможностей, что существенно ограничивает их интеллектуальное развитие и формирование критического мышления. Это отставание порождает чувство неполноценности и толкает их к совершению правонарушений как способу самовыражения и получения признания.
Программа медиастудии направлена на развитие у сирот навыков анализа информации, решения проблем и самостоятельного мышления. Обучающий курс и интерактивные задания помогают раскрыть творческий потенциал и развивать умственные способности, что значительно повышает их уверенность в себе и сокращает риск противоправных действий. Эмоционально-волевая область является другой важной сферой, требующей внимания. Дети-сироты часто сталкиваются с психологическими травмами, чувством ненужности и отсутствием эмоциональной поддержки. Эти факторы вызывают у них нестабильность, импульсивность и эмоциональное напряжение. Через вовлечение в творческий процесс дети учатся выражать свои эмоции конструктивно, искать пути для самовыражения, не прибегая к агрессии или асоциальному поведению.
На поведенческом уровне подросткам-сиротам часто не хватает положительных ролевых моделей и примеров конструктивного поведения. Воспитание в неблагоприятных условиях и отсутствие надлежащего контроля порой превращают их в жертв собственного неблагоразумия. Программа медиастудии способствует формированию позитивных поведенческих стереотипов через участие в командных проектах, съемках видеороликов и тематических обсуждениях.
Сотрудники и волонтеры, привлеченные к реализации программы медиастудии, не только делятся своим опытом, но и обеспечивают подростков реальными примерами успешной и честной жизни, что значительно снижает их склонность к правонарушениям.
- Таким образом, программа медиастудии предоставляет подросткам-сиротам целостный и многоуровневый подход к решению их проблем, направленный на улучшение когнитивных и эмоционально-волевых качеств, а также на формирование здорового поведения. Ее успешное внедрение и реализация позволяет создавать более устойчивые и позитивные сценарии будущего для этих подростков, делая их полноправными и успешными членами общества.
Ценности практики: - Самовыражение: возможность подростков выразить свои мысли и чувства через медиаформаты.
- Социальная интеграция: поддержка в создании социальных связей и взаимодействия с ровесниками.
- Креативность: стимулирование творческого подхода к решению проблем и самореализации.
- Ответственность: формирование чувства ответственности за создаваемый контент и его влияние на общество.
Описание деятельности:
Этапы реализации программы медиастудии: 1. Исследовательский этапНа этом этапе проводится глубокий анализ потребностей и проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на различных видах профилактического учета.
Важно выявить отсутствующие или недостаточно развитые навыки, определить интересы и склонности подростков. Для этого используется:
— проведение опросов и интервью с детьми,
— изучение характеристик дневников и личных дел воспитанников, результатов медицинских и социально-психологических исследований,
— исследование причин, механизмов и условий, способствующих совершению правонарушений, преступлений и самовольных уходов,
— анализ текущих медиа- и цифровых ресурсов.
2. Планирование и разработка программыОсновываясь на полученных данных, разрабатывается комплексная программа, включающая:
— создание рабочей группы по управлению проектом,
— разработку и утверждение положения о медиастудии, определяющего цели, задачи, организацию и основные направления деятельности,
— приказ о создании медиастудии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящих в группу социального риска,
— разработку рабочей программы и плана работы медиастудии,
— разработку технологических карт для проведения практических и теоретических занятий,
— разработку сценариев для проведения массовых мероприятий и конкурсов.
3. Создание и оснащение медиастудииЭтот этап включает в себя:
— выбор зонированного пространства для создания и развития медиастудии,
— заключение межведомственных соглашений для реализации проекта (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательные учреждения, студия Краснокаменского телевидения и т.д.),
— обустройство помещения в соответствии с техническими требованиями,
— закупку и установку необходимого оборудования: цифровой видеокамеры, микрофона, штатива, светового оборудования, студийного комплекта, включающего все необходимые элементы для записи в домашних условиях,
— обеспечение доступа к актуальным информационным и образовательным ресурсам,
— обучение и подготовку кадров (для этого проводятся
тренинги и мастер-классы для сотрудников),
— постоянное повышение квалификации,
— вовлечение волонтеров и экспертов из медиаиндустрии.
4. Информирование и вовлечение в деятельность медиастудии подростков из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе состоящих на различных видах профилактического учетаНеобходимо собрать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет создания доверительной атмосферы с предварительными встречами, где разъясняются цели и возможности программы. Обязательна работа с психологами для корректного подхода к каждому подростку и проведение мотивационных занятий, где демонстрируются будущие перспективы.
5. Проведение теоретических, практических и конкурсных занятий ·
Вводное занятие. Введение в тему. Техника безопасности. Организация рабочего места.
·
Мир медиа. Как мы получаем информацию. Пути передачи информации. Разновидности медиа.
·
Медиаграмотность. Интернет. Поисковые браузеры. Электронная почта. Безопасный Интернет: вирусы, правила поведения, спам.
·
Профессии медиа. Экскурсия для детей в студию Краснокаменского телевидения «В гости к телевидению».
·
Фотография. История возникновения. Оборудование и любительская съемка на телефон. Фотоистория. Фотоквест. Селфи. Конкурс «Фотоистории»в рамках всероссийской акции «Благодарю».
·
Ораторское искусство как важный элемент мира медиа.
Конкурсная программа, направленная на развитие у детей-сирот ораторских умений, уверенности в себе и навыков публичных выступлений «Наши голоса».
·
Написание поста в «ВКонтакте» о событии: правила написания, оформления. Использование сервиса WordArt.
Конкурс на лучшую организацию и освещение в социальной сети «ВКонтакте» акции «С Днем мамы».
·
Подкаст. Сервисы для создания подкаста. Оборудование для создания подкаста. Запись подкаста. Конкурс на лучший подкаст «Мир творчества и инноваций в подкасте», приуроченны к Всемирному дню творчества и инновационной деятельности
.·
Социальный ролик. Темы социальных роликов. Сценарий ролика. Раскадровка. Съемка ролика. Монтаж ролика
Конкурс детских видеороликов «Доверие в каждом кадре» в рамках Всероссийской онлайн-акции «Марафон доверия».
6. Создание авторских медиаконтентовВыпуск не менее 30 образовательных медиаконтентов (подкасты, короткометражное фильмы, социальные видеоролики и социальная реклама), направленных на воспитание базовых национальных ценностей Российской Федерации у подростков из числа детей-сирот, входящих в группу социального риска.
Привлечение подростков к реальным проектам:
участие в городских, региональных и всероссийских конкурсах, акциях и фестивалях.
Коллаборации с местными СМИ и общественными организациями.
Публикация работ на онлайн-платформах и социальных сетях («ВКонтакте», Telegram, «Одноклассники») для широкой аудитории.
7. Мониторинг деятельности по реализации программы медиастудии как инновационной цифровой инфраструктуры Центровое значение системы мониторинга составляет как количественный, так и качественный анализ достижений и трудностей, с которыми сталкиваются подростки, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и состоящих на различных видах профилактического учета.
Процесс сбора данных включает в себя анкетирование, интервьюирование и психолого-педагогическое тестирование, что способствует созданию детализированных профилей участников.
Для оценки уровня вовлеченности подростков в работу медиастудии используются специальные инструменты наблюдения и самооценки, которые позволяют зафиксировать изменения в уровне мотивации, интереса и активности участников.
Оценка развития цифровых и медийных компетенций — регулярные тестирования и практические задания, результаты которых заносятся в цифровые дневники и портфолио.
Проводится мониторинг психоэмоционального состояния подростков,
социальной адаптации и самореализации детей-сирот, участвующих в реализации программы. Завершающим этапом мониторинга является обобщение всех собранных данных и их аналитическая обработка.
8. Проведение итогового семинара по оценке эффективности реализации проектаПроведение семинара с приглашением специалистов учреждений системы профилактики об итогах реализации проекта открытия медиастудии.
9. Поддержка и развитиеПосле завершения основного курса важно поддерживать дальнейшее развитие подростков из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на различных видах профилактического учета.
Это менторство и наставничество, сопровождение при поступлении в учебные заведения, создание портфолио с лучшими проектами.
10. Распространение успешного опыта Публикация методических материалов и учебных программ для использования в других учреждениях.
Организация конференций и семинаров.
Ожидаемые значимые изменения в социальной ситуации развития подростка