Название программы: «На грани».
Где реализуется: МБОУ СОШ № 4, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.
Авторы: С.А. Чистякова, педагог-психолог.
Краткая аннотация: Программа направлена на профилактику суицидальных рисков среди несовершеннолетних посредством развития у подростков навыков критического мышления, стрессоустойчивости, позитивного целеполагания.
Целевая аудитория (ЦА): дети и подростки с отклоняющимся поведением, имеющие суицидальные риски.
Проблемы ЦА, на решение которых направлена практика:
- Повышение самооценки.
- Снятие тревожности.
- Психотерапия личных проблем с помощью арт-терапии.
- Формирование стабильной эмоционально-волевой регуляции.
Ценности практики: - Эмпатия и поддержка: формирование культуры поддержки и понимания среди подростков.
- Ответственность: поддержка личной ответственности за собственное психическое здоровье и благополучие.
- Открытость к обсуждению: создание безопасного пространства для обсуждения трудных тем.
- Развитие навыков: обучение критическому мышлению, стрессоустойчивости и позитивному целеполаганию.
Описание деятельности:
Механизм реализации программы социальной адаптации «На грани» включает в себя четыре занятия с подростками, индивидуальные консультации с детьми по запросу (10-36), 3-12 занятия с родителями, семинар со классными руководителями школы, общешкольное родительское собрание по профилактике самоповреждающего и саморазрушающего поведения детей и подростков с приглашением клинических психологов и врача-психиатра.
Групповые психокоррекционные занятия направлены на формирование у подростков социальных навыков успешного совладания с трудными ситуациями, тренингов, направленных на повышение навыков критического мышления, а также занятий по осознанию основных жизненных ценностей и приоритетов.
Каждая тема прорабатывается в рамках отдельного занятия (при необходимости можно отвести на ту или иную тему несколько занятий), причем любое занятие является законченным по форме, что допускает возможность изменения предложенной последовательности тем. Продолжительность каждого занятия составляет один академический час.
Занятия построены в соответствии с подростковыми особенностями восприятия информации, спецификой вхождения подростков в групповой контакт и в контакт с ведущим, логикой групповой динамики, а также с учетом задач формирования мотивации на углубленную работу в программе.
Основным методом работы является личностный тренинг, в ходе которого создаются условия для личностного преобразования участников в процессе прохождения программы.
В программе используются когнитивные и поведенческие модификации, беседы, дискуссии, мозговые штурмы, мини-лекции, ролевые игры и психогимнастические упражнения. В программе предлагаются как оригинальные игры и упражнения, так и модификация опубликованных ранее. Также программа предполагает проведение индивидуальных занятий, консультаций родителей, работу с педагогическим составом с целью организации раннего выявления суицидальных рисков среди подростков и молодежи.
Все это обеспечивает комплексный подход программы к проблеме суицидальных рисков среди подростков и молодежи.
Ведущим программы может быть психолог или умеющий работать с группой педагог. Кроме того, ведущий должен иметь достаточно полное представление о проблеме суицидальных рисков, а также об особенностях психологии подросткового периода.
Ведущему необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), создания безопасного психологического пространства в группе, выстраивания субъект-субъектных отношений с подростками.
Ожидаемые значимые изменения в социальной ситуации развития подростка