ПРАКТИКА ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Название программы: «Практика по социализации обучающихся, нуждающихся в особых образовательных потребностях, через систему взаимодействия с семьей».

Где реализуется: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №99», Кемеровская область — Кузбасс.

Авторы: Е.В. Скрипцова, заместитель директора по воспитательной работе, С.Ю. Ялынычева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, А.П. Поденкова, педагог-психолог.

Краткая аннотация:
Практика основана на взаимодействии с семьями обучающихся, направлена на активное взаимодействие всех участников образовательного процесса в учреждении, формирование партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей, а также взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива.

Целевая аудитория (ЦА):
  • дети и подростки, испытывающие трудности в освоении основной общеобразовательной программы,
  • дети и подростки, относящиеся к группе риска, состоящие на учете ППК, совете профилактики,
  • семьи детей и подростков, испытывающие трудности в освоении основной общеобразовательной программы, или состоящие на учете ППК, совете профилактики.

Проблемы ЦА, на решение которых направлена практика:
При построении системы работы по взаимодействию с семьями обучающихся педагогическим коллективом учреждения были учтены следующие факторы, негативно влияющие на позитивное формирование личности учеников:
1. Перекладывание ответственности родителей на школу.
Одной из самых очевидных из подобных установок является перекладывание родителями ответственности за становление ребенка на школу: «Я к вам ребенка привел, вот вы им и занимайтесь. Мое дело — накормить и одеть».
2. Упрощенное понимание родителями образования как сферы услуг. Школа оказывает совершенно специфические услуги, поэтому здесь категорически не работает навязанный рекламой шаблон «Клиент всегда прав», которым пытаются руководствоваться некоторые родители, диктуя педагогу свои представления об образовании. Услуга в соответствии с исходным значением — это «действие, приносящее пользу, помощь другому», т. е. школа как социальный институт в лице конкретного учителя направлена на то, чтобы помочь ребенку образоваться, а учитель не только формирует систему знаний и умений, он в рамках учебной деятельности формирует личность ребенка в целом.
3. Переоценка собственного «педагогического» опыта.
Каждый взрослый имеет довольно разнообразный опыт в роли ученика, который иногда выступает основанием для критики педагога и используемых им методов обучения: «Нас учили по-другому», «Наши учебники были лучше», «Я бы сделал так…», «Мне кажется, что надо…» и т.п.
4. Идеализация имеющегося жизненного опыта.
Он нередко опять же дает родителям основание для осуждения существующей образовательной практики: «Троечники добиваются в жизни больших успехов, чем отличники», «Меня иностранному языку в школе так и не научили. А когда жизнь заставила, я выучил его за три месяца» и т.п. Очень многое из того, что сегодня преподается в школе, с точки зрения родителей выступает лишней и бессмысленной нагрузкой.
5. Абсолютизация педагогом правоты собственного мнения.
Это, наверное, одна из самых ярких и известных сторон личностной деформации в профессиональной педагогической деятельности. С педагогом, который руководствуется девизом «Есть два мнения: мое и неправильное», не только очень трудно взаимодействовать, ему и самому очень трудно жить в этой однобокой и ограниченной позиции.
6. Уверенность в действенности карательных мер для поддержания дисциплины.
Наивность данного предубеждения очень четко развенчивается в следующем самоанализе педагога: «Я вдруг осознал, что существует парадокс: я часто прибегаю к тому, что хочу искоренить в своих учениках. Повышаю голос, чтобы дети прекратили шуметь, использую силу, чтобы разнять драчунов, грубо веду себя с невежами, ругаю тех, кто обзывается». Наказание и сопровождающее его унижение ребенка как раз способствуют нарушению дисциплины или существованию такого порядка, который поддерживается только благодаря страху в присутствии педагога-диктатора.
Наказание учит ребенка быть более изворотливым, хитрым, заметать следы проступка, придумывать оправдательные истории или сваливать вину на другого. Кроме того, наказание, особенно незаслуженное, порождает у ребенка чувство мести, руководствуясь которым он нередко начинает намеренно раздражать и провоцировать педагога, чтобы лишний раз доказать себе и другим, что учитель «плохой» и к нему придирается.

Ценности практики:
  • Сотрудничество: формирование партнерских отношений между педагогами, детьми и родителями.
  • Поддержка семьи: признание роли семьи в процессе социализации и образования ребенка.
  • Эмпатия и понимание: развитие способности понимать потребности и чувства других участников образовательного процесса.
  • Ответственность: создание атмосферы, где все участники несут ответственность за успехи и благополучие детей.

Описание деятельности:
Систему работы условно можно разделить на три блока:
1. Диагностика
Цель: изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Формы работы: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
2. Просвещение
Цель: обогащение родителей (законных представителей) знаниями в вопросах воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Формы работы: общие, групповые родительские собрания, консультации, беседы, выставки детских работ, совместные выставки поделок, участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов, совместные экскурсии, открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности, телефон доверия, утренние приветствия, совместное создание предметно-развивающей среды.
3. Практико-ориентированная деятельность
Цель: формирование положительных детско-родительских отношений, создание условий для личностного роста.
Формы работы: совместные праздники, развлечения, досуги, соревнования, празднование дней рождения детей, выставки семейных коллекций, дни добрых дел, заседания родительских клубов, тренинги, встречи-знакомства, КВН, совместная проектная деятельность.

Ожидаемые значимые изменения в социальной ситуации развития подростка


Факторы, влияющие на достижение социальных результатов