СЕМЬЯ

Название программы: «Программа по социально-педагогической работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении или в трудной жизненной ситуации "Семья"».

Где реализуется: Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания населения «Садко» в муниципальном учреждении город Новый Уренгой».

Авторы: Н.Ю. Менохова, Г.Р. Галимова.

Краткая аннотация:
Программа направлена на повышение уровня компетентности родителей и других законных представителей в вопросахвоспитания и развития ребенка, осуществление профилактической работы с семьей, направленной на восстановление детско-родительских отношений и возврат детей в кровную семью.

Целевая аудитория (ЦА): семьи, находящиеся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации.

Проблемы ЦА, на решение которых направлена практика:
Далеко не всегда семья справляется с выполнением жизненно важных для развития и социального становления ребенка функций. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья». К данной категории обычно относят семьи с низким материальным достатком, семьи, ведущие асоциальный образ жизни, семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие и т.п.). В таких семьях наблюдаются различные проявления жестокого обращения с детьми. В результате подростки все чаще убегают из дома, кончают жизнь самоубийством, совершают правонарушения.
Кроме того, с ростом числа семей, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, увеличивается количество социальных сирот. Родители не выполняют свои обязанности, отказываются от содержания, воспитания и обучения детей, происходит деградация семей.

Ценности практики:
  • Повышение компетенции родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.
  • Профилактическая работа с семьей для восстановления детско-родительских отношений.
  • Возвращение детей из приемных семей обратно в кровные, если это возможно и благоприятно для ребенка.

Описание деятельности:
На начальном этапе социально-педагогической диагностики проводится знакомство с семьей, диагностика по основным направлениям деятельности социального сопровождения, направленного на профилактику и преодоление трудной жизненной ситуации. Разрабатывается план совместной деятельности педагогов, специалистов центра, опекунов, родителей, детей.
Используемые методики диагностики детско-родительских отношений: проективные методики «Saks-Sidney», «Волшебный мир», опросник «Сознательное родительство», «Родительское сочинение», «Рисунок семьи», «Родители глазами подростка», методика «Цветик-восьмицветик» (под ред. С.В.Велиевой).
Следующий этап, социально-педагогическая коррекция, включает в себя организацию и проведение мероприятий по плану программы.
На заключительном этапе подводятся итоги работы, составляются индивидуальные рекомендации для родителей.

Основные направления деятельности социально-педагогической работы:
— работа с родителями,
— работа с несовершеннолетними,
— взаимодействие со специалистами,
— межведомственное взаимодействие всех структур и систем профилактики правонарушений (ОДН, органы опеки, ДОУ, МОУ),
— систематический контроль за развитием ситуации в семье.

Методы работы: наблюдение, тестирование, круглый стол, анкетирование, тренинги, беседа, диспуты, консультации посредством интернет- мессенджеров и т.д.

Формы работы: индивидуальная (консультации) и групповая.

Ожидаемые значимые изменения в социальной ситуации развития подростка


Факторы, влияющие на достижение социальных результатов