Название программы: «Кинотерапия для подростков».
Где реализуется: Бюджетное учреждение Омской области «Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)».
Краткая аннотация: Одним из эффективных и привлекательных методов для работы с подростками по профилактике правонарушений, повышению стрессоустойчивости, развитию целеполагания и общей культуры поведения несовершеннолетних являются кинотренинги (кинотерапия).
Кинотерапия — это одно из направлений арт-терапии, которое заключается в просмотре и обсуждении фильмов совместно с ведущим. Программа позволяет объединить культуру, искусство и психологию в увлекательный и действенный инструмент для самопознания и личностного роста. Фильм используется как средство самопознания и раскрытия внутренних резервов личности, эффективной саморегуляции, инструмент налаживания межличностных и межгрупповых взаимоотношений.
Целевая аудитория (ЦА): подростки 14-17 лет из семей, находящихся в социально опасном положении, имеющие поведенческие проблемы.
Проблемы ЦА, на решение которых направлена практика:
- Агрессивное поведение подростков.
- Противоправное поведение.
- Эмоциональная нестабильность.
- Несформированность адаптивных, эмоциональных и поведенческих стратегий, способствующих позитивному принятию себя несовершеннолетними, позволяющих эффективно преодолевать кризисные состояния и ситуации.
Ценности практики: - Коммуникация: через обсуждение фильмов и ролевые игры подростки могут улучшить свои навыки общения, включая слушание, выражение мыслей и эмпатию.
- Целеполагание: программа может помочь детям определить свои цели и мечты, а также разработать планы и стратегии для их достижения.
- Культуросообразность: через просмотр фильмов различных жанров дети могут расширить свои знания о мировой культуре, истории, этике и морали.
- Превентивность: кинотерапия может помочь детям осознать последствия негативного поведения и научиться принимать ответственные решения, что снижает вероятность совершения правонарушений.
Описание деятельности:
Формат киносеансов Кинотерапевтические сеансы проводятся в формате нескольких закрытых встреч, посвященных решению психологических проблем. Формируется группа со стабильным составом участников.
В программе продуман список фильмов на весь курс, распределенный по актуальным задачам. Участники не просто смотрят фильм, а рассуждают, думают, запоминают, анализируют и учатся отстаивать свою точку зрения. Предлагаемая программа занятий киноклуба рассчитана на несовершеннолетних, имеющих те или иные поведенческие проблемы, испытывающих трудности в социальной адаптации. На просмотр отдельных фильмов целесообразно пригласить родителей подростков.
Выбор и просмотр фильмаЗанятия в киноклубе предполагают наличие ведущего, лучше — психолога. В зависимости от поставленных задач и проблем выбирается фильм, отражающий жизнь человека и побуждающий к развитию и переосмыслению той или иной жизненной ситуации. Зрителя волнуют фильмы, которые эмоционально созвучны внутреннему запросу. Как правило, подбирается популярный и всем известный фильм.
Подготовка к проведению занятия заключается в выборе фильма и в составлении вопросов для проведения занятия. Ведущий (психолог) обязательно заранее просматривает фильм и анализирует его, чтобы избежать непредвиденных реакций.
Фильм должен являться высокохудожественным произведением, иметь строгую и четкую тематическую линию. Выбирать лучше такой фильм, который по времени не превышает 120 минут.
Перед тем как начать просмотр, обязательно делается небольшое вступление, рассказывается предыстория создания фильма и акцентируется внимание на важных для участников проблемах. Далее следует просмотр фильма, во время которого внимание участников обращается на образы и стили поведения героев, характер динамики и музыкального сопровождения, эмоциональные и физиологические переживания, социальные стереотипы и т.д.
Обсуждение и анализ Обсуждение после просмотра. Участники высказывают мысли и чувства, вызванные эпизодами фильма. Высказываются все желающие, сообщая о том, что запомнилось из фильма, что произвело наибольшее впечатление. Особое внимание при обсуждении фильма уделяется главным героям: анализируются чувства, мысли, реакции, которые вызвали у участников тренинга те или иные персонажи.
В процессе просмотра фильма подросток обычно идентифицирует себя с одним из героев, если ему близко настроение персонажа или ситуация, которая обыгрывается в фильме. Иногда анализ поведения и мотивов поступков персонажей помогают участнику выразить те мысли, которые трудно было сформулировать самостоятельно.
Ожидаемые значимые изменения в социальной ситуации развития подростка