Новости

В Общественной палате РФ обсудили создание и перспективы развития подростковых центров в стране

23 августа в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол «Создание и перспективы развития подростковых центров в субъектах Российской Федерации».

В работе круглого стола приняли участие представители аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Федерального подросткового центра, участники и победители Всероссийского конкурса программ социализации подростков, руководители подростковых центров.

Модератором круглого стола выступил заместитель директора-руководитель Федерального центра развития программ социализации подростков ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» Валерий Майоров.

Федеральный подростковый центр выступает организатором Всероссийского конкурса программ социализации подростков, тем самым оказывая ресурсную поддержку подростковым пространствам. Конкурс направлен на выявление лучших практик по социализации подростков в Российской Федерации и формирование сообщества специалистов по подростковой работе.

Валерий Майоров рассказал о проведении Всероссийских конкурсов программ социализации подростков в 2022 и 2023 годах, о том, что поменялось в формате проведения. Если в 2022 году конкурс носил заявочный характер, то в 2023 году проходит по трем номинациям: «Социализация через патриотизм, семейные ценности и духовно-нравственное воспитание», «Социализация через трудовую занятость, искусство и спорт», «Социализация через общение, творчество и поддержку».

В 2022 году на конкурс поступило 205 заявок из 59 регионов, было определено 15 победителей. В 2023 году в номинации «Социализация через патриотизм, семейные ценности и духовно-нравственное воспитание» было подано 116 заявок, в номинации «Социализация через трудовую занятость, искусство и спорт» — 56 заявок, в номинации «Социализация через общение, творчество и поддержку» — 201 заявка. В каждой номинации экспертный совет определяет 15 победителей. Лауреаты конкурса получают поддержку в виде ценных призов и подарков от организаторов конкурса.

Всего на конкурс подали заявки 66 регионов, причем из Красноярского края поступило 20 заявок, из Сахалинской области — 24. 22 новых центра по заявкам третьей номинации планируют открыться в 2023-2024 году.

Секретами победы во Всероссийском конкурсе программ социализации подростков поделились начальник Управления культуры администрации Валуйского городского округа (Белгородская область) Юлия Злобина, директор Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» Елена Черкашина.

Для многих подростковых пространств победа в конкурсе стала стартом к переформатированию работы и запуску новых программ. О своем опыте рассказали руководитель ресурсного центра развития добровольчества и детско-юношеского движения ГБУ РЦ «Молодежь Плюс» (г. Саратов) Дарина Пантелеева и директор Автономной некоммерческой организацией по адаптации и ресоциализации детей и подростков «Ритм жизни» (Республика Дагестан) Айна Сеидова.

Конкурс открывает новые возможности не только для подростковых центров в обычном понимании этого слова, но и для таких общественных пространств, как библиотеки — об этом говорила директор Муниципального бюджетного учреждение культуры «Невельская централизованная библиотечная система» (Сахалинская область) Елена Павлова.

Начальник отдела психологической поддержки и профилактической работы Бюджетного учреждения города Омска «Омский молодежный многофункциональный центр» Наталья Марьина и психолог учреждения Яна Галухина рассказали об основных сложностях собеседования по конкурсу и ключевых изменениях программы после образовательного курса по организации подростковых центров.


Участники круглого стола делились своими практическими наработками с новыми участниками конкурса и давали практические советы, как открыть подростковый центр мечты. Например, узнавать мнение подростков, использовать их собственные идеи, говорить с ними на одном языке, создавать дружелюбную атмосферу, поддерживать в учебе, использовать принцип инклюзивности, проводить такие творческие мастер-классы, о которых просят сами подростки, оказывать психологическую помощь и поддержку.