Новости

Специалисты Федерального подросткового центра представили успешные практики на всероссийском форуме для родителей

27 и 28 октября в Москве состоялся V Всероссийский форум школ и клубов родителей, организованный АНО «Азбука семьи» при участии Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Марии Львовой - Беловой. Главной целью мероприятия стало распространение проверенных методик, помогающих семьям преодолевать как типичные, так и неординарные кризисные ситуации.

Эксперты Центра активно участвовали в работе двух стратегических секций, представив коллегам системный подход к работе с подростками и их семьями.

Особое внимание привлекла секция «Подростковые клубы: подготовка к будущей взрослой жизни, супружеству, отцовству и материнству», где с докладом выступил руководитель ФПЦ Алексей Петров. Его выступление на тему «Подростковые пространства - технология «третьего места» как инструмент профилактики девиантного поведения подростков группы риска» раскрыло ключевые аспекты деятельности подростковых пространств и их значимую роль в развитии профилактики социального сиротства. Алексей подробно осветил историю возникновения подростковых центров и обосновал их актуальность в современных условиях. Он обозначил стратегические цели ФПЦ на период 2023 - 2030 годов, сосредоточенные на создании комплексных программ поддержки подростков, особенно тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации или относится к группе риска, включая ребят из семей с девиантным поведением.

«В ФПЦ мы также начнём комплексно работать и по профилактике социального сиротства. Важно наладить функционирование подростковых пространств с точки зрения конкретных программ и проектов. Будем развивать медиативные практики, психологическую помощь и работу над детско - родительскими отношениями.

Планируем сотрудничать с комиссиями по делам несовершеннолетних на региональном и муниципальном уровне», – рассказал Алексей.

Сейчас подростковые центры выполняют функцию безопасных пространств, где молодые люди могут не только получить необходимую поддержку и защиту, но и раскрыть свой потенциал, найти единомышленников, освоить важные жизненные навыки. Здесь ребята имеют возможность получать психологическую, социальную и юридическую помощь, обучаться навыкам, востребованным на рынке труда, а главное - учиться адаптироваться в обществе, развивать личную ответственность и стремиться к позитивным изменениям в своей жизни.

Алексей детально раскрыл принципы работы подростковых пространств, среди которых: создание доверительной атмосферы, учёт интересов молодёжи, доступность и понятность реализуемых программ, поощрение непринуждённого общения и свободного диалога.

Также в докладе были представлены 3 уровня развития подростковых центров: базовый (предоставление доступного пространства для подростков), расширенный (с психологической поддержкой, тренингами и мастер ‑ классами) и уровень системы наставничества (ориентированный на профилактику и личностный рост специалистов, работающих с подростками).

Параллельно в рамках форума проходила секция «Взаимодействие с родителями в образовательных организациях», где с докладом «Родительские гостиные в образовательных организациях» выступила менеджер проектов ФПЦ Алёна Слёзкина.

Специалист представил проект как площадку для выстраивания взаимопонимания между родителями и подростками, основная задача которого - познакомить семьи с возможностями современных подростковых пространств и обучить родителей эффективным методам общения с детьми. Достигается это через цикл тематических лекций, затрагивающих наиболее острые вопросы современного родительства. Участники «Родительской гостиной» получают не только психологическую поддержку в сложных ситуациях, что способствует снижению напряжённости в семье, но и практические инструменты для глубокого понимания своего ребёнка.

В 2026 году планируется расширение просветительской работы с родителями и повышение квалификации педагогов. Будет сделан акцент на семейном формате мероприятий, в виде активного вовлечения бабушек и дедушек, что позволит укрепить межпоколенческие связи. Кроме того, «Родительскую гостиную» планируется интегрировать в систему классных часов и адаптировать для родителей младших подростков, чтобы предупреждать кризисные ситуации на ранних этапах и создавать благоприятные условия для гармоничного развития ребёнка.